Образование — как школьное, так и высшее — в «ковидном» 2020 году было вынуждено претерпеть тотальную цифровизацию.
Пандемия попросту вынудила образовательные учреждения перейти на дистанционное обучение, хотят они того или нет. Создатели lifelong learning курсов были вынуждены в сжатые сроки переформулировать свои программы, а поставщики контента начали искать новые подходы к потенциальным покупателям. Резко возросший спрос на онлайн-курсы привел к бешеному росту количества игроков рынка EdTech. Сейчас образовавшийся «пузырь» начинает сдуваться: слабые компании уходят с рынка, а сильные наращивают обороты.
Казалось бы, проблемы и тенденции, с которыми столкнется онлайн-образование в будущем, очевидны. Гонка за технологическими ноу-хау, дележ рынка между крупными компаниями, дублирующие друг друга курсы… Но не все так просто! В этом материале мы расскажем, к каким сложностям стоит подготовиться рынку диджитал-обучения и в каком направлении продолжит двигаться EdTech в 2021 году.
Новые сегменты потребителей
Во время зарождения рынка онлайн-образования в 2010-х годах потребители (то есть мы с вами) еще не были толком изучены. За 10 лет ситуация, конечно, изменилась, и сейчас маркетологи говорят о медленном, но верном изменении этих сегментов. На первый план выходит дополнительное образование для взрослых; так, во время первых недель самоизоляции в России количество студентов GeekBrains увеличилось на 640%. Все больше технологических решений создается в сегменте школьного образования. Например, школы из англоговорящего сегмента (преимущественно из США, Великобритании и Ирландии) активно пользуются iTunes U - на платформе можно найти курсы по испанскому языку, теологии, американской истории. Кроме того, здесь существуют программы компьютерной грамотности и тренинги для учителей!
Сегменты потребителей растут и падают в численности, делятся на подсегменты по ценностям и целям обучения, исчезают и вновь появляются. Птицей феникс, тень которой до сих пор лежит на рынке онлайн-образования, стали традиционные российские университеты. До 2020 года их курсы были опубликованы в интернете в 1 случае из 10. Сейчас же каждый крупный вуз представлен как минимум на одной площадке, а некоторые университеты (например, МГУ им. М.В. Ломоносова) адаптировали для онлайн-обучения свои корпоративные сайты.
Нишевизация
Нишевизация совпадает с изменением сегментов потребителей образовательного контента, а потому считается одним из главных трендов индустрии. Пока одни компании расширяют ассортимент своих курсов, другие фирмы активно занимают пустующие ниши. Так, Stepik считается амбассадором приложений для онлайн-обучения, SkillFactory - главным игроком ниши моделирования погружения в профессию, а Udemy - лучшим ресурсом для заработка на курсах, созданных пользователями. Английская компания ZenEducate воспользовалась этим трендом еще в 2016 году: разработчики приложения предложили пользователям «умный» агрегатор вакансий для школьных преподавателей.
Тенденция относится к распределению компаний не только по преобладающей тематике курсов, но и по покупателю. Конечным потребителем выступают как физические лица, так и компании или государство. Поэтому новые игроки рынка могут занять наиболее выгодную позицию, выбрав неосвещенную тему и правильно настроив B2B, B2G либо B2C каналы доставки.
Изменения в модели ценообразования
10 лет назад первые российские компании онлайн-образования могли «списать» цену на курс у западных коллег. Модели ценообразования тогда еще не существовало, поэтому первопроходцы EdTech-рынка многому учились у международных площадок по обучению в интернете. Сейчас образовательный курс (каким бы уникальным он ни был) уже не стоит как крыло самолета. Однако ожидать, что программа Instagram-блогера, продающаяся по цене чашки кофе, обучит вас новой профессии, тоже не стоит.
Модель ценообразования будет меняться в ближайшем будущем - качество программ, создающихся присутствующими на рынке игроками, постоянно растет, но количество этих самых игроков множится каждый месяц. Считается, что такое положение не позволит ценам на курсы сильно взлететь, но и не продвинет демпингующие стоимость программ компании.
Необходимость перестраивать систему школьного образования
Компании, уже давно существующие на рынке, в погоне за покупателем выстраивают целую онлайн-экосистему для школ. Например, американская Blackboard, созданная в 1997 году, к 2021 году стала включать в себя сервисы и для преподавателей, и для учеников, и для организаций. Исследование Стокгольмской высшей школы экономики подтверждает: система школьного образования, столкнувшаяся с неготовностью к переходу в онлайн в 2020 году, должна быть перестроена. Ответственными за изменение образовательного ландшафта назначены органы государственной власти и частные компании без государственного участия, предлагающие технологические решения для школ. Иными словами, авторы доклада - профессора департамента маркетинга и стратегий Пер Андерссон и Ларс-Гуннар Маттссон - утверждают, что одним из главных трендов онлайн-образования будущего станет создание ПО для школ. Быстрое развитие курсов дополнительного образования для профессионалов также останется одним из лидирующих сегментов.
Цифровизация образования - безусловный тренд 2020 года, но она все еще не закончена. Трансформация моделей обучения рано или поздно коснется всех сфер, будь то начальные классы школы, прохождение практики от университета или повышение квалификации внутри компании. Задача рынка EdTech сейчас - не маниакально готовиться к гипотетическим рискам, а интегрировать новые технологии сразу после их появления. Такая тактика позволит компаниям стать «новаторами» и обзавестись конкурентным преимуществом.